Публикации сотрудников

 

О компании
Услуги компании
Полезная информация
Публикации сотрудников
E-Mail

 

РАБОТА С ОЦЕНЩИКАМИ

Виктор КИРСАНОВ,

Дмитрий ГУРОВ

"Журнал для акционеров", № 4, 2000, стр. 35 - 40.

В ряде случаев акционерные общества сталкиваются с необходимостью привлечения независимого оценщика. Цель настоящей публикации - дать руководителям общества общее представление о том, в каких случаях такая необходимость возникает, помочь им правильно сформулировать задачи, стоящие перед оценщиком, а при необходимости и проконтролировать результат его работы.

ОЦЕНКА КАК СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Распространенный случай проведения обществом оценки активов связан с необходимостью внесения изменений в его бухгалтерский баланс. Это так называемая переоценка основных фондов. В течение ряда лет переоценка активов производилась по постановлениям правительства и носила обязательный характер. Последняя такая переоценка осуществлялась по состоянию на 1 января 1997 года. С тех пор право проведения переоценки основных фондов было передано самим предприятиям (в настоящее время регламентируется ПБУ 6/97 от 13 сентября 1997 года). Как правило, предприятие проводит такую переоценку с целью минимизации налогообложения. Хотя переоценку основных фондов можно проводить своими силами, на практике ее обычно поручают профессиональному оценщику.

Переоценка со снижением балансовой стоимости активов заведомо оправдана, если предприятие работает без существенной прибыли. Если же предприятие имеет балансовую прибыль, то переоценка преследует уже цель минимизации суммарной величины двух налогов: налога на прибыль и налога на имущество. Сам оценщик не представляет конечную цель оценки в увязке с налогообложением, ему надо четко ставить задачу, а он, варьируя разные методы оценки, может добиться оптимального для предприятия результата. Существенным ограничением является то, что такую переоценку можно производить раз в год, отражая ее в годовом балансе на 1 января.

Отличительной особенностью переоценки основных фондов является то, что оценщик переоценивает объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам, не производя переоценку износа. То есть оценщик определяет лишь цену объекта оценки (без учета его износа), а сам коэффициент износа, зафиксированный в бухгалтерской документации общества, при переоценке не изменяется. Кстати, вследствие этого, на балансе многих обществ находится имущество, реально задействованное в производстве, безусловно что-то стоящее, но с нулевой балансовой стоимостью (стопроцентным износом). Ниже мы коснемся проблем, связанных с оценкой рыночной стоимости такого имущества.

ОЦЕНКА КАК ОБОСНОВАНИЕ ЦЕНЫ СДЕЛОК

Оценка для определения рыночной стоимости. В ряде федеральных законов предусмотрена необходимость привлечения независимого оценщика для определения рыночной стоимости имущества. Согласно Федеральному закону "Об акционерных обществах", необходимость привлечения независимого оценщика возникает при выкупе обществом своих акций, при размещении своих акций, при внесении имущества в уставный капитал другого общества (при учреждении или при дополнительной эмиссии акций этого общества) и в ряде других случаев (аналогичные нормы содержатся в Федеральном законе "Об обществах с ограниченной ответственностью").

Привлечение независимого оценщика предусмотрено также федеральными законами "Об исполнительном производстве", "О несостоятельности (банкротстве)" и других.

Кроме законодательно установленных случаев, оценка может производиться по инициативе самого общества для обоснования цены сделок. Совершение сделок по ценам, определяемым на основе заключения независимого оценщика, позволяет руководству общества избежать обвинений в недобросовестности и ответственности, предусмотренной ст. 71 Федерального закона "Об акционерных обществах".

Оценка с целью определения рыночной стоимости имущества необходима также при его страховании, при оформлении кредитов и в других случаях.

По своей сути рассматриваемая здесь оценка направлена на устранение (или, по крайней мере, на ограничение) злоупотреблений при проведении акционерным обществом сделок, и ее проведение всегда связано с планируемыми или осуществляемыми сделками.

Рыночная стоимость имущества определяется с учетом его реального (в том числе и морального) износа. Методы, которые могут использоваться при такой оценке (см. ниже) разнообразны, а сама величина определенной оценщиком стоимости может существенно отличаться от балансовой.

Статья 77 Федерального закона "Об акционерных обществах" определяет, что "рыночной стоимостью имущества, включая стоимость акций или иных ценных бумаг общества, является цена, по которой продавец, имеющий полную информацию о стоимости имущества и не обязанный его продавать, согласен был бы продать его, а покупатель, имеющий полную информацию о стоимости имущества и не обязанный его приобрести, согласен был бы приобрести". Эта же статья содержит перечисление ряда обстоятельств, которые могут быть приняты во внимание при определении рыночной стоимости. Более подробную формулировку понятия дает Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Для того чтобы дать основное представление о том, как оценщики определяют рыночную стоимость, приведем основные используемые оценщиками подходы к такой оценке.

Доходный подход объединяет методы оценки, основанные на дисконтировании (приведении к текущему моменту) возможных будущих поступлений, с учетом вероятности осуществления таких поступлений. Данный подход используется, если оцениваемое имущество может использоваться в бизнес-процессе и есть возможность рассчитать денежные поступления при использовании оцениваемого имущества.

Имущественный подход объединяет методы, основанные на оценке необходимых активов и затрат на создание объекта, аналогичного объекту оценки. В частности, он включает и методы, которые обсуждались в предыдущем разделе. В условиях российской действительности, как правило, данный подход существенно завышает стоимость оцениваемого объекта.

Сравнительный (рыночный) подход объединяет группу методов, основанных на сопоставлении стоимости объекта оценки со стоимостью других сопоставимых объектов. При наличии информации о продажах сопоставимых объектов наиболее точную оценку стоимости дает входящий в эту группу метод сделок (продаж).

Перечисленные подходы не используются изолированно, а взаимно дополняют друг друга, и для оценки, как правило, используют несколько методов из различных подходов. Далее результаты оценок, полученных различными методами, сопоставляют друг с другом, приписывая каждому из результатов весовые коэффициенты, и получают окончательную стоимость объекта оценки. Выбор методов оценки и приписываемых каждому из них весовых коэффициентов определяется конкретным видом оцениваемого объекта и наличием у оценщика информации об аналогичных объектах.

Оценка имущества, вносимого в оплату акций при учреждении акционерных обществ и дополнительных эмиссиях акций. Чаще всего необходимость оценки имущества возникает при внесении этого имущества в уставный капитал при учреждении нового общества или при приобретении акций дополнительного выпуска непосредственно у акционерного общества - эмитента с оплатой приобретаемых акций неденежными средствами.

Статья 34 Федерального закона "Об акционерных обществах" (см. также п. 12 Информационного письма Президиума ВАС от 21.04.98 г.) определяет, что оценка имущества должна производиться независимым оценщиком (аудитором), если номинальная стоимость дополнительно размещаемых акций или иных ценных бумаг, оплачиваемых неденежными средствами, составляет более 200 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).

В указанных в предыдущем абзаце нормативных документах не упоминается случай оплаты акций неденежными средствами при учреждении акционерного общества. Вместе с тем практика такова, что ФКЦБ (основываясь на п. 12.6 Постановления ФКЦБ от 11.11.98 г. №47) и большинство регистрационных палат требуют оценки независимым оценщиком неденежного вклада в уставный капитал акционерных обществ, если его номинальная стоимость превышает 200 МРОТ.

Для сравнения укажем, что применительно к обществам с ограниченной ответственностью, как при учреждении общества, так и в случае увеличения его уставного капитала, при внесении неденежного вклада с номинальной стоимостью более двухсот МРОТ, определенно требуется привлечение независимого оценщика (Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 90, Пленума ВАС № 14 от 09.12.99 г.).

В Федеральном законе "Об акционерных обществах" в качестве лица, которое может выступать в качестве независимого оценщика, упоминается аудитор. В настоящее время аудиторы не вправе заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудита и оказания сопутствующих ему услуг (п. 2.2 "Стандарта об аудиторской деятельности", одобренного Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 20 октября 1999 г.). По-видимому, оценочную деятельность можно трактовать как сопутствующие услуги. Однако с вступлением в силу Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской федерации" одной аудиторской лицензии для проведения оценки аудитору недостаточно. Нам известен случай, когда Московское РО ФКЦБ России отказалось признать надлежащим отчет аудитора, имеющего аудиторскую лицензию, но не имеющего соответствующей лицензии оценщика (в Москве лицензирование оценщиков действует с 1 августа 1999 года).

В случае размещения акционерным обществом дополнительных акций, оплачиваемых неденежными средствами, которые подлежат оценке независимым оценщиком (п. 4.2 Постановления ФКЦБ от 11.11.98 г. №47), общество должно внести в документы, направляемые на регистрацию акций, наименование независимого оценщика, который будет проводить (проводил) такую оценку. На практике допускается внесение в документы наименований одновременно нескольких оценщиков.

Оценка акций общества. Следующим видом оценки, с которой может столкнуться акционерное общество, - это оценка с целью определения рыночной стоимости своих акций.

При размещении акционерным обществом акций по цене выше номинала оценка их рыночной стоимости должна производиться советом директоров общества (п.8 ст. 65 Федерального закона "Об акционерных обществах", п.4.2, 9.11 Постановления ФКЦБ от 11.11.98 г. № 47). В большинстве случаев региональные отделения ФКЦБ удовлетворяются предоставлением соответствующего протокола совета директоров общества. В отдельных случаях они требуют какой-либо документ от совета директоров, раскрывающий методику расчета рыночной цены акций.

Вместе с тем отдельные региональные отделения (например, Санкт-Петербургское РО ФКЦБ России) уже предъявляют требования к обязательной оценке независимым оценщиком акций общества, размещаемых по рыночной цене, в случаях, когда размещается более 50% ранее размещенных обществом обыкновенных акций. Данные требования связаны с квалификацией таких сделок как нескольких взаимосвязанных сделок, в совокупности являющихся крупной сделкой. Свою позицию регистрирующие органы аргументируют ссылкой на нормативный акт: Постановление ФКЦБ от 11.11.98 г. №47 (см п. 4.4). На наш взгляд, эти требования не основаны на законе, так как, во-первых, как будет разъяснено ниже, указанное постановление содержит заведомо расширительную трактовку закона, а во-вторых, сделки с различными приобретателями не следует трактовать как крупную сделку.

В качестве примера, демонстрирующего казусы, связанные с несовершенством законодательства, приведем случай, когда Санкт-Петербургское РО ФКЦБ потребовало проведения оценки акций от единственного акционера общества, который сам выкупал весь дополнительный выпуск акций, инвестируя в свой бизнес. Вполне понятно, что упомянутая выше расширительная трактовка Постановления ФКЦБ, не говоря уже о Федеральном законе "Об акционерных обществах" создает в ряде случаев неоправданные бюрократические препоны для акционерных обществ, осуществляющих привлечение инвестиций путем дополнительных эмиссий.

Привлечение независимого оценщика (аудитора) для определения рыночной стоимости имущества является обязательным в случае выкупа обществом у акционеров принадлежащих им акций (ст. 77 Федерального закона "Об акционерных обществах").

Право требовать выкупа принадлежащих им акций акционеры - владельцы голосующих акций приобретают в случаях внесения изменений и дополнений в устав общества или утверждения устава общества в новой редакции, ограничивающих их права, либо при реорганизации общества, либо при совершении крупной сделки, решение о совершении которой принимается общим собранием акционеров в соответствии с п. 2 ст. 79 Федерального закона "Об акционерных обществах", если они голосовали против принятия соответствующих решений, либо не принимали участия в голосовании по этим вопросам (ст. 76 Федерального закона "Об акционерных обществах").

Причем сама цена выкупа должна быть указана ещё в сообщении о проведении этого общего собрания (п. 5 ст. 76), вне зависимости от того, как реально будут голосовать акционеры по этим вопросам.

Как было сказано выше, у акционеров возникает право требовать выкупа принадлежащих им акций, а следовательно, необходимо привлечение независимого оценщика, если решение о совершении крупной сделки принимается общим собранием акционеров в соответствии с п. 2 ст. 79 Федерального закона "Об акционерных обществах". В этом пункте говорится только о совершении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет свыше 50% балансовой стоимости активов общества на дату принятия решения о совершении такой сделки.

Как видим, требование Постановления ФКЦБ от 11.11.98 г. № 47 об одобрении общим собранием акционеров размещения более 50% от уже размещенных обыкновенных акций не основано на законе и представляет собой его расширительное толкование.

Другое расширительное толкование закона содержится в требовании Постановления ФКЦБ от 11.11.98 г. № 47 о принятии решения о совершении крупных сделок до регистрации решения о выпуске. За исключением крайне редких случаев, в это время нельзя еще точно определить субъектный состав будущих сделок (не известно, кто конкретно будет покупать акции) и, следовательно, нельзя принять решение о совершении сделки. В Федеральном законе "Об акционерных обществах" содержится требование о принятии решения о совершении крупной сделки советом директоров или собранием до совершении сделки.

В заключение обсуждения отметим, что решение о размещении акций с юридической точки зрения представляет собой оферту (ст. 435 ГК РФ), (то есть обращение к потенциальным приобретателям с предложением покупать акции) и до акцепта приобретателями акций этой оферты не может идти речи о совершении сделки (ст. 440 ГК РФ).

В тех случаях, когда закон требует проведения обязательной оценки независимым оценщиком, и "владельцем акций общества являются государство и (или) муниципальное образование, обязательно привлечение государственного финансового контрольного органа" (п. 3 ст.77 Федерального закона "Об акционерных обществах"). Органом, выполняющим экспертизу проведенной оценки, является Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству.

ФОРМА И ДАТА ОТЧЕТА ОЦЕНЩИКА

Известно, что ФКЦБ приостанавливает регистрацию выпуска акций, если отчет оценщика не соответствует нормам закона об оценочной деятельности (в частности по форме, см. главу 4 настоящей статьи). Кроме этого, имеется ряд законодательно не оформленных норм, относящихся к оценке, которые по-разному трактуются различными региональными отделениями ФКЦБ, что надо учитывать, представляя документы в конкретное региональное отделение ФКЦБ. Проиллюстрируем это на двух конкретных примерах.

Отчет или заключение оценщика? В нормативных документах ФКЦБ понятие отчета оценщика не фигурирует. Вместо этого используется термин "заключение независимого оценщика". Поскольку данный термин нигде в законодательстве не определен, встает естественный вопрос, о каком документе идет речь в Стандартах эмиссии. Мнение ФКЦБ по этому вопросу следующее: "заключением независимого оценщика может являться отчет, оформляемый в соответствии с требованиями Федерального закона 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" от 29.07.98 г. или надлежащим образом удостоверенная выписка из него. Регистрирующий орган вправе в соответствии с п. 10.10 Стандартов произвести выборочную проверку документов (в том числе и достоверности), представляемых для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, в том числе и представляемого заключения оценщика".

В настоящий момент практика такова, что ряд региональных отделений ФКЦБ принимает как выписку из отчета оценщика, озаглавленную "заключение оценщика", так и сам отчет, признавая их надлежащими документами (например, Московское, Санкт-Петербургское). Вместе с тем, например, Приморское РО ФКЦБ России признает надлежащим документом лишь сам отчет (впрочем, достаточно его копии, заверенной эмитентом). Существенно то, что выписка, как и отчет, должна удовлетворять всем формальным требованиям ст. 11 Федерального закона "Об оценочной деятельности в РФ", перечисленным ниже в п. 4.3.

Какая дата отчета оценщика является приемлемой для ФКЦБ? Вопрос о дате оценки в отчете оценщика, представляемого в ФКЦБ при регистрации выпусков акций общества, не является праздным. Во-первых, зачастую информацию о стоимости активов, которые инвесторы готовы передать в общество, необходимо получить для проведения планирования эмиссии еще до того, как органы общества примут решение о размещении акций. С другой стороны, сама сделка по передаче активов в обмен на акции может произойти через длительный срок (даже больший года) с момента принятия решения о размещении. Практика Санкт-Петербургского регионального отделения состоит в том, что чем больше дата оценки отстоит от даты отчета оценщика, тем больше вероятность того, что данную оценку потребуют произвести более поздней датой: отчеты годичной давности практически не имеют шанса пройти, вместе с тем отчет трехмесячной давности пройдет наверняка. В других региональных отделениях приходилось встречаться и с мнением, что оценка должна быть проведена в течение того года, в котором осуществляется подача документов на регистрацию выпуска (отчета о размещении) ценных бумаг. Такой разнобой в позициях регистрирующих органов связан с существующим пробелом в Стандартах эмиссии. Единственное упоминание о том, на какую дату должен быть выполнен отчет оценщика, содержится в Стандартах эмиссии в разделе, относящемся к проспекту эмиссии, и касается оно только оценки недвижимого имущества: дата оценки должна быть не ранее чем за шесть месяцев до представления в регистрирующий орган документов на регистрацию проспекта эмиссии.

Направленный нами в свое время запрос в ФКЦБ о том, какую дату оценки независимым оценщиком можно считать надлежащей при проведении обществом дополнительной эмиссии акций, рассматривался необычно долго (два с половиной месяца вместо обычного одного). В результате был получен следующий ответ: отчет оценщика должен быть действительным на дату принятия обществом решения о размещении дополнительных акций. Конечно, данный ответ не перекрывает всего многообразия случаев, в которых может потребоваться отчет оценщика, поэтому в случае сомнений желательно направлять запросы в ФКЦБ с просьбой разъяснить конкретную ситуацию. Будем надеяться, что в будущем законодатели внесут определенность в этот и другие вопросы, касающиеся регламентации деятельности акционерных обществ.

НЕСТАНДАРТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Проблемы, которые возникают при работе с оценщиками, зачастую весьма нестандартны. Чтобы проиллюстрировать это, приведем несколько примеров.

Как уже отмечалось, у многих предприятий на балансе находятся активы со стопроцентным балансовым износом. Это касается и старых зданий, и машин, и оборудования. При этом такие основные средства на деле могут быть в весьма приличном состоянии и, возможно, совсем недавно производился их ремонт. Мы сталкивались с ситуацией, когда стоимость недавно замененных запасных частей к импортному производственному оборудованию была весьма велика, однако в соответствии с принятыми стандартами бухгалтерского учета замена запчастей не могла быть проведена как модернизация и не увеличила балансовую стоимость оборудования. С внесением такого оборудования в уставный капитал дочернего общества возникала проблема. С одной стороны, квалифицированный оценщик, будучи профессионалом, не мог оценить такое оборудование в небольшую сумму, с другой стороны, существенное превышение рыночной стоимости над балансовой могло привести к необходимости уплаты налога на прибыль (с величины такого превышения). Проблема была разрешена следующим способом. Во-первых, данное оборудование было оценено в составе всего комплекса оборудования (объект оценки - комплекс оборудования), что обеспечило не столь существенное превышение стоимости комплекса оборудования над его балансовой стоимостью. Во-вторых, поскольку у предприятия, производившего оценку оборудования, переоценка основных средств производилась несколько лет назад, для индексации стоимости выбывающего имущества (с целью определения базы по налогу на прибыль) были использованы индексы-дефляторы за период, прошедший с момента переоценки до момента выбытия (см. Инструкцию ГНС РФ № 37 от 10.08.95 г. в редакции от 06.07.99 г.). В результате благодаря грамотной стыковке работы оценщика и специалистов по налогообложению удалось избежать уплаты налога, которая казалась неизбежной при лобовом подходе.

Закон определяет, что вознаграждение оценщика не зависит от определяемой им величины оценки стоимости, однако объективно существует количественный объем работ, который надо выполнить оценщику для подготовки отчета. При относительно близких составах оцениваемого имущества (например, машины, производственное оборудование, недвижимость) количественным мерилом объема работ, которые надо выполнить оценщику, отчасти является балансовая стоимость объекта оценки (конечно, если последняя балансовая переоценка выполнялась в течение нескольких последних лет). Исходя из этих соображений и основываясь на информации об оплате услуг разных оценщиков, осуществлявших несколько реальных оценок рыночной стоимости основных средств, можно грубо оценить стоимость такой оценки как 0,1 - 0,5% от балансовой стоимости оцениваемых активов. Естественно, данная цифра весьма приблизительная, кроме этого, чем больше объем заказа, сделанного оценщику, тем ближе к минимальному стоимость оценки в процентах от балансовой стоимости объекта оценки. Стоимость услуг оценщика зависит также и от региона, например в Москве оценка стоит приблизительно в два раза дороже, чем в Санкт-Петербурге. Кроме этого, если речь идет об оценке имущества с целью его последующей реализации, в условиях, когда не известен круг покупателей и отсутствует информация о ценах продажи сопоставимых объектов, оценка может стоить заказчику на порядок больше.

Мы привели здесь качественные соображения по поводу стоимости оценки для того, чтобы дать читателю возможность реалистично оценивать стоимость работы оценщика. На практике мы сталкивались с тем, что различные оценщики называли цены своих услуг за оценку (причем в течение одинакового срока) одного и того же объекта, которые различались более чем в десять раз.

Надо осознавать, что слой профессиональных оценщиков еще только формируется и соотношение (Качество/Цена) для различных оценщиков может отличаться в сотни раз. Выбор недобросовестного или низко квалифицированного оценщика может привести к необходимости в дальнейшем многократных переделок его отчетов, представляемых в регистрирующие органы, к оспариванию сделок, для обоснования которых проводилась оценка, или даже к возможности существенных финансовых потерь. В качестве иллюстрации последнего можно упомянуть одну оценку, которая проводилась с целью обоснования инвестиций в оборотные средства достаточно крупного промышленного предприятия, один из промышленных объектов которого был оценен в 2,5 млн. долларов США. Когда же речь пошла о возврате инвестированных средств и объект был оценен неформально профессиональными риэлтерами, оказалось что стоимость этого объекта едва ли превысит 100 тыс. долларов США. Вывод из этого простой: если оценщик не является вашим долговременным партнером, необходима независимая экспертиза его оценки другими профессионалами.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ ОЦЕНЩИКА

Закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ (в дальнейшем - Закон об оценке - в настоящем разделе ссылки даются на главы этого закона) достаточно четко определил понятие рыночной стоимости, формальные требования к отчету оценщика, права и обязанности оценщика, а также ограничения на деятельность оценщика. Прежде всего следует обратить внимание на трактовку понятия рыночной стоимости в Законе об оценке.

Понятие рыночной стоимости. Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

 одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

 стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

 объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты;

 цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

 платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (статья 12).

Требования к договору. Основанием для проведения оценки объекта оценки является договор между оценщиком и заказчиком.

Обязательные требования к договору устанавливает статья 10.

Договор должен содержать:

 основания заключения договора (например, решение совета директоров);

 вид объекта оценки (договор об оценке как единичного объекта оценки, так и ряда объектов оценки должен содержать точное указание на этот объект оценки (объекты оценки), а также его (их) описание);

 вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки (например, рыночная, восстановительная и т.п. );

 размер денежного вознаграждение за проведение оценки объекта оценки;

 сведения о страховании гражданской ответственности оценщика.

Оценщик не вправе заниматься оценочной деятельностью без заключения договора страхования. Наличие страхового полиса является обязательным условием для заключения договора об оценке объекта оценки (статья 17). Страхование гражданской ответственности оценщиков может осуществляться в форме заключения договора страхования по конкретному виду оценочной деятельности (в зависимости от объекта оценки) либо по конкретному договору об оценке объекта оценки.

В договор в обязательном порядке включаются сведения о наличии у оценщика лицензии на осуществление оценочной деятельности с указанием порядкового номера и даты выдачи этой лицензии, органа, ее выдавшего, а также срока, на который данная лицензия выдана. Пока лицензирование оценщиков введено лишь в городе Москве и некоторых других субъектах Российской Федерации, однако в настоящее время готовится постановление правительства о лицензировании на всей территории России.

Требования к отчету. Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки приведены в статье 11. Несоблюдение этих требований нередко приводит к приостановлению дел о регистрации выпусков ценных бумаг региональными отделениями ФКЦБ. Нарушение этих требований может также повлечь впоследствии признание отчета оценщика недействительным в суде, что в свою очередь может стать основанием оспаривания или даже ничтожности сделки, для цели совершения которой была проведена оценка.

Надлежащим исполнением оценщиком своих обязанностей, возложенных на него договором, являются своевременное составление в письменной форме и передача заказчику отчета об оценке объекта оценки (далее - отчет).

Отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение.

В отчете должны быть указаны:

 дата составления и порядковый номер отчета;

 основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки (ссылка на договор);

 цели и задачи проведения оценки объекта оценки (например, определение денежной оценки имущества, вносимого в оплату акций),

 дата проведения оценки объекта оценки,

дата определения стоимости объекта оценки;

 юридический адрес оценщика и сведения о выданной ему лицензии на осуществление оценочной деятельности по данному виду имущества (в тех регионах, где лицензирование пока не осуществляется, достаточно будет приложить копии сертификатов оценщика);

 точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки;

 используемые стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки (согласно закону (статья 20) стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, разрабатываются и утверждаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. В настоящее время таких стандартов еще нет, могут быть использованы стандарты, разработанные какой-либо профессиональной ассоциаций оценщиков;

 обоснование их (стандартов оценки) использования при проведении оценки данного объекта;

 перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения (прайс-листы, публикации и т.д.);

 а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения;

 последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата (можно хотя бы несколько слов, но формально пункт должен быть);

 перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки (карточки учета основных средств, ведомости начисления износа, технические паспорта и т.д.);

 иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

Отчет может также содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки (а может и не содержать).

Отчет собственноручно подписывается оценщиком и заверяется его печатью.

Другие права оценщика и ограничения на его деятельность. Оценщик имеет право:

применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки ( статья 14).

Проведение оценки объекта оценки не допускается, если:

 в отношении объекта оценки оценщик имеет вещные или обязательственные права вне договора;

 оценщик является учредителем, собственником, акционером, кредитором, страховщиком юридического лица либо юридическое лицо является учредителем, акционером, кредитором, страховщиком оценочной фирмы.

Размер оплаты оценщику за проведение оценки объекта оценки не может зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки.

 

о компании услуги информация публикации e-mail

Все права защищены © 2000 КОНТЭК
Design by Vasiliy V.Tararin